В нашей школе с 29 ноября по 17 декабря прошли недели функциональной грамотности под общим девизом «Учимся для жизни – стремимся в будущее!». В современном динамически развивающемся обществе наряду с традиционным пониманием грамотности – умение человека читать, писать и производить арифметические расчеты – стало активно использоваться понятие «функциональная грамотность».
Сегодня понятие «функциональная грамотность» понимается как базовое образование личности готовой к успешному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой, способной решать различные учебные и жизненные задачи и умеющей строить социальные отношения в соответствии с нравственными ценностями социума.
С 29 ноября по 17 декабря учащиеся 8-9 классов приняли активное участие в мониторинговых мероприятиях по функциональной грамотности. Работа была организована на платформе Российской электронной школы (РЭШ). Школьники проверили свои знания и умения в области читательской, математической и естественно-научной грамотности. Многие задания заставили призадуматься, но в общем, ребята положительно охарактеризовали задания мониторинговых исследований.
У учеников школы почти каждая неделя была посвящена определенному виду грамотности: читательской, математической и естественно-научной. Учителя включали в уроки задания на решении контекстных, проблемных заданий и практических задач по определенному виду грамотности.
Так, на уроке геометрии восьмиклассники выясняли, сколько дюймов должна быть диагональ телевизора, чтобы его можно было разместить в нише круглой формы заданного диаметра. А насколько интереснее изучать тему "Витамины" на уроке биологии, отвечая на вопрос, почему использовать морковь в пищу лучше вместе со сметаной или маслом, и выяснять на уроках финансовой грамотности, в чем же финансовое преимущество покупки в рассрочку перед покупкой в кредит? На все эти вопросы, ребята нашли ответы.
Большой интерес у ребят и учителей вызвала акция "Задача дня", в рамках которой ребятам 5-9 классов каждый день предлагался набор заданий, которые они могли решить в течение дня и оценить свою грамотность.
Для команд 8-9 классов проводился турнир по функциональной грамотности на основе материалов международных исследований. Состязания продемонстрировали, что необходимо больше уделять внимания читательской грамотности, умению не просто читать, а читать осмысленно и уметь работать с текстами разного содержания.
Во 2-4 классах прошла метапредметная викторина. Команды работали с текстами, словарями и рассуждали о нравственных качествах человека.
5-6 классы участвовали в занятиях по математической грамотности «Квартирный вопрос».
В 8-9 классах проведен урок финансовой грамотности «Составление личного финансового плана», урок на тему « Формирование креативного мышления в процессе создания проектов»
Больше 15 проектов представили ребята, принимавшие участие в конкурсе проектов на английском языке по теме «Готов жить в Умном городе». Кто-то представил свое видение дома и школы будущего, у кого-то возникли образы современного города 21 века. Ребята проявили креативность, нестандартность мышления и неограниченность фантазии.
Оценить свои педагогические способности по формированию функциональной грамотности смогли и учителя школы с помощью теста «ЯУчитель: компетенции учителя по формированию функциональной грамотности учеников». В течение трех недель педагоги обменивались положительным опытом в рамках заседаний школьных методических объединений по темам: "Читаем сообща", "Формирование функциональной грамотности младших школьников", "Функциональная грамотность - новая модель Школьного образования".
Неделя завершилась успешно, а педагоги убедились в правоте высказывания американского философа, педагога, представителя прагматического направления в философии Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Поэтому задача современного образования – учить по-новому, учить для жизни.